Новости

Как стать медийным в спорте? Разговор с экс-ведущей «Ак Барса», «Авангарда», СКА

Привет, это спортивный маркетолог. Нам регулярно пишут ребята, кто хочет работать в спорте. Среди них немало и тех, кто мечтает стать медийным в индустрии: блогером, ведущим, автором. Как правило, такие ребята любят спорт и быть в центре внимания. Как это совмещать?

Рассказывает Зухра Уразбахтина — телеведущая, блогер, экс-ведущая клубного ТВ в «Ак Барсе», «Авангарде», СКА, сборной России по хоккею.

Журналист, блогер, обозреватель?

– Зухра, расскажи немного о себе. Откуда ты, где и на кого учились?

– Я родилась в республике Марий Эл, в небольшом поселке. В Казань переехала, когда мне было 17 лет, чтобы поступить в университет. Это были годы, когда проходила Универсиада. И любовь к большому спорту появилась у меня уже на первых курсах Казанского федерального университета.

Я закончила экономический факультет, а второе образование – МГИМО по спортивной дипломатии. Сейчас я готовлюсь к третьему образованию. Оно будет вторым высшим. И хотелось бы как раз учиться в направлении спортивного маркетинга. Поэтому я стала больше изучать эту тему, подписалась на ваш Telegram-канал.

– Как ты попала в спортивную индустрию?

– После университета я стала ведущей новостей в Казани. Работала на телеканале «Татарстан-24» на протяжении четырех лет и посещала все матчи КХЛ. К слову, была заядлой болельщицей «Ак Барса». В 2019 году «Ак Барс» меня пригласил на работу.

Тогда еще не было такой профессии, как ведущая клубного ТВ. И я стала можно сказать первой, потому что прямо такого клубного ТВ в России на тот момент не было. «Ак Барс» был в этом первопроходцем. И у меня не было никаких наставников, педагогов, учителей. По сути сама стала человеком, который задал тренд клубному ТВ.

Далее был «Авангард», два года. Мы взяли Кубок Гагарина. Затем поработала, сотрудничала с футбольным клубом ЦСКА, а через год стала ведущей хоккейного клуба СКА. На протяжении всех этих лет я оставалась ведущей сборной России по хоккею. Летала в Швецию на Кубок четырех наций и в Финляндию, была на Кубке Первого канала, а еще на чемпионате мира по хоккею в Латвии.
– Чем занимаешься сейчас?

– Уже много лет сотрудничаю с букмекерами. Являюсь амбассадором двух компаний. Работаю на себя. Сейчас у меня идет шестой поток обучения студентов. Обучаю их тому, как работать в сфере спортивной индустрии. У меня есть хорошие кейсы: мои студенты становятся SMM-менеджерами в хоккейных клубах КХЛ. Есть студенты, которые завели свои Telegram-каналы и у них уже больше подписчиков, чем у меня.

Активно посещаю спортивные матчи и форумы, делюсь своим опытом и сама продолжаю учиться. В планах лететь на бокс в Саудовскую Аравию. Для меня это очень интересно. Летом была на матчах Кубка Стэнли, на финале и полуфинале. В своем канале рассказывала, сколько стоит сходить болельщику на матч НХЛ: сколько стоят билеты и атрибутика. Это действительно очень интересно.

Клубное ТВ в России: чем оно отличается от настоящего телека?

– Ты работала в лучших клубах КХЛ: «Ак Барсе», «Авангарде», СКА. Где было лучше?

– Здесь сложно разделять, кто лучше, честно. Это все-таки лучшие клубы КХЛ. Например, в Омске есть крутая арена, там болельщики живут хоккеем. Казань тоже абсолютно хоккейный город. В Питере также все на высоком уровне. Очень счастлива, что я поработала в этих клубах.

Если говорить конкретно. Например, про мерч. Выделю Омск и Питер – это просто вышка. С точки зрения хайпа в медиа: мы все знаем, что хайп – это про СКА. У них любые фразы разлетаются. С точки зрения спортивного развития выделю Ак Барс.

По клубным медиа сейчас, наверное, никого бы не выделила. Например, когда я была в «Авангарде» было много выделено ресурсов, чтобы мы развивали медиарынок. Даже снимали сериалы. В Казани, мне кажется, сейчас немного в своеобразном направлении пошли медиа. У них каждый год новые ведущие. У Питера крутое сотрудничество с 78 каналом. Региональный телеканал транслирует все.

По посещаемости вопросов нет ни к одному клубу. Уровень организации на 100%. Но из этих трех клубов, конечно, выделю «Авангард», так как у них яркая, дерзкая арена.
– Какой из этих клубов круче в креативе? Твое мнение.

– Мне кажется, что все-таки «Авангард». Потому что Омск задал тренд на медиа. Когда я пришла, уже были задатки. Мы работали, и нас жестко хайповали, нас цитировали.Звезды шоу-бизнеса приходили на наши матчи. Сейчас они создают крутые студии на своей арене, снимают разные классные ролики. Считаю, «Авангард» номер один по креативу в КХЛ.
– Кто пишет сценарии и структуры программы для клубного ТВ? Есть ли место идеям и импровизации со стороны?

– Очень хороший вопрос. В «Ак Барсе», когда я пришла после четырёх лет работы ведущей новостей, мне нужно было в один день резко сменить роль. В новостях я рассказывала о трупах, авариях на дорогах и так далее. А тут пришлось резко стать развлекательной персоной.

На клубном ТВ мне было очень сложно понять, что теперь на работе нет никакого сценария, нет суфлера. Ты просто живой человек без права на ошибку. только попробуй в «Ак Барсе» назвать какого-то игрока неправильно и болельщики тебя съедят.
Поэтому есть продюсер, который занимается поиском гостей и сценарием. Но сценарий не такой, чтобы каждый текст был прописан. При этом очень редко в спортивной трансляции все идет по сценарию. Во-первых, мы не знаем, сколько будет идти матч. То есть помимо трёх периодов может быть овертайм, буллиты. Во-вторых, гость может задержаться, застрять в пробке. Это особенно часто происходило в Балашихе, когда мы работали там. В-третьих, бывает такое, что настроение по ходу игры меняется, потому что мы можем вести, например, 2:0, а затем вдруг проиграть 2:5. Ведущему нужно уметь взять всё в свои руки, быть насмотренным заранее. То есть, если идут видеопросмотры голов и так далее, он должен уметь поддержать разговор с гостем, с ведущим, а порой бывает и один.

Например, когда в СКА я работала одна. Там были большие паузы, нужно было пересматривать голы или что-то обсуждать, причем самой с собой. Продюсер не будет сидеть и диктовать каждое слово.
– Как работа в сборной России отличается от работы в клубах?

– Сильно отличается. Расскажу на примере поездки на чемпионат мира по хоккею. Работа сборной России заключается в том, чтобы показать жизнь нашей команды изнутри в формате 24/7. Чем питаются, как добираются, сколько тонн багажа. А ведущие клубного ТВ не летают с командой на матчи. Это запрещено в регулярном чемпионате, да и в плей-офф тоже.

Поэтому работа в сборной России по хоккею заключается в освещении всех циклов жизни команды: от перелетов до тренировок, питания и игр и всего остального. В клубе не так.

Пока на стадионе нет пива, но есть FAN ID — это вообще не футбол

– С какими спортсменами тебе лучше всего работать? Как контент-мейкеру.

– Конечно же, с теми, кто открыт для диалога. Несомненно, большое впечатление оставили такие игроки, как Яромир Ягр, Хенрик Лундквист, Илья Ковальчук и так далее. Эти люди поработали на высочайших уровнях спортивной индустрии, в частности в НХЛ, являются легендами.

Но есть такие игроки, как Павел Дацюк, которые очень закрыты от медиа и журналистов: на любой вопрос они отвечают в штыки, отвечая вопросом на вопрос. Честно, после такого порой даже задумываешься: а стоит ли вообще этим заниматься? Но профессионализм ведь заключается в том, чтобы не принимать все это на свой счет и продолжать развиваться. Поэтому спортсмены — это люди, которые могут быть в абсолютно разных настроениях и состояниях в разные периоды. А еще интересно с теми, у кого есть свое мнение. И с теми, у кого есть какое-то хобби, свои интересы помимо хоккея. Это всегда привлекает.
– Ты поработала в хоккее и в футболе. Знаешь эти индустрии изнутри. Как считаешь, какой спорт наиболее развит в России, как индустрия для болельщиков?

– Хоккей. Часто мне говорят, что это футбол. Но номер один он в мире, а не в России. Пока на стадионе нет пива, но есть FAN ID — это вообще не футбол.

Сейчас проще раскрутиться в соцсетях

– Что важнее в работе клубного ведущего: внешность, харизма, умение говорить или что-то еще?

– Все в совокупности. ​​А еще энергичность, умение работать в команде и быстро реагировать на развитие событий здесь и сейчас.
– Нам в агентство часто пишут молодые ребята, кто мечтает стать медийными в спорте: ведущими, блогерами. Сейчас это сложно сделать?

– Когда я начинала свою карьеру, не было TikTok таких возможностей продвижения личного бренда, как сейчас. Чтобы стать звездой, нужно было либо работать на телевидении, либо в печатных изданиях, либо пойти на конкурс красоты. Сейчас проще раскрутиться за счет соцсетей, чтобы тебя заметили и взяли на работу мечты.

А если говорить про индустрию ТВ, для меня это было сложное время.Ты работаешь с 5 утра пять раз в неделю. Как на заводе. Зачастую это супер токсичная обстановка. Также на профессиональном ТВ у тебя должна быть супер реакция здесь и сейчас. Ты должен быть предельно собранным.

Поэтому в соцсетях развиваться гораздо проще. А опыт на ТВ — это колоссальный опыт и закалка.
– Что нужно делать, чтобы стать медийным лицом в спорте?

– Любить спорт, ставить цель, получать образование, пробовать. У меня был сложный и долгий путь, через ТВ. Сейчас все гораздо проще.

– Твой совет тем, кто хочет построить аналогичную карьеру в спортивной индустрии.

– Любите спорт, будьте человечными, любознательными. Всегда учитесь всегда новому, повышайте насмотренность. Поверьте, результат не заставит себя ждать.
Новости